Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, элементом методической работы преподавателя. Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов организации работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ИКТ, обобщение приемов научной организации и контроля качества образовательного процесса. Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели учебного занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, являются основными требованиями к открытому уроку.
27.11.2020 г. преподавателем английского языка Коноваленко Н.А. было проведено открытое учебное занятие в группе И-2 (2) по учебной дисциплине «Практика устной и письменной речи» на тему «Роль спорта в современном мире». Основной образовательной целью данного учебного занятия являлось развитие речевых умений монологической речи, а также развитие умений аргументированного высказывания. Деятельность учащихся на протяжении всего занятия способствовала воспитанию чувства гордости за представителей спорта Республики Беларусь и их достижения на мировой арене.
Учебное занятие было направлено на развитие коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Кроме того, организация деятельности на учебном занятии основывалась на использовании электронных образовательных онлайн-ресурсов, среди которых онлайн инструмент интерактивных игр WordWall. Данный инструмент предлагает случайный выбор задания, предложения, вопроса или темы для работы и вносит элемент игры в образовательный процесс. Онлайн конструктор WordWall предоставляет возможность создавать упражнения, оптимально подходящие, как для интерактивной доски, так и для индивидуальной работы на компьютерах, позволяет создавать интерактивные упражнения с использованием изображений и текстов.
На протяжении учебного занятия преобладали задания творческого характера, в которых мыслительная и речевая активность учащихся стимулировались проблемными ситуациями, поисковой деятельностью. Такие задания как “Four Corner Debate”, “Random Cards”, “Random Wheel”, предполагающие выражение согласия и несогласия, оптимистичной и пессимистичной позиции по отношению к различным утверждениям о спорте, создавали условия для интеллектуальной напряженности на уроке. В них прослеживались общедидактические принципы сознательности, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному. Проведение дебатов выделило основную мысль в содержании урока.
Все задания сопровождались разнообразным раздаточным материалом (карточками с видами спорта, фото олимпийских чемпионов Республики Беларусь, карточками для проведения опроса мнений учащихся о спорте, наглядным материалом для работы с пословицами, сигнальными карточками для выражения согласия и несогласия, оптимистичной и пессимистичной позиции по отношению к различным утверждениям о спорте), что способствовало прочному усвоению учебного материала учащимися.
Таким образом, все цели и задачи, поставленные на уроке, были успешно достигнуты, а заявленная коммуникативная задача решена. Удалось увлечь учащихся, заинтересовать их новизной заданий, поисковой деятельностью микрогрупп и создать мотивацию для дальнейшей работы.
Проведённое открытое учебное занятие послужило иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате работы над методической темой по самообразованию и итогов работы по овладению инновационными педагогическими методиками и технологиями обучения, их внедрению в образовательный процесс.