27 декабря 2019 года состоялась отчетная конференция учащихся 4 курса специальности «Иностранный язык» по результатах прохождения учебной практики «Пробные уроки и занятия», которая была организована в рамках целостного образовательного процесса, направленного на практическое освоение учащимися колледжа различных видов педагогической деятельности, овладение основами педагогической культуры современного учителя, формирования готовности к педагогическому творчеству.
Учащиеся проводили уроки иностранного языка в базовых учреждения образования г.Речицы в среднем и старшем звене. По результатам учебной практики учащимися была предоставлена отчетная документация. Конспекты большинства учащихся отличает грамотная формулировка цели и задач урока, чёткая логика построения урока, интересные методы и приёмы работы (в том числе интерактивные). Следует отметить, что все конспекты, разработанные учащимися-практикантами, сопровождаются дидактическим раздаточным материалом. Важным моментом является использование учащимися компьютерной презентации PowerPoint для введения и активизации иноязычной лексики, просмотр аутентичных материалов, размещённых на иноязычных сайтах. Бесспорным достижением всех практикантов является использование в учебном процессе интерактивных досок. Учителя-предметники (Шендрик Т.В. (ГУО «Детский-сад – средняя школа №1 г.Речицы»), Козырева Е.Н., Богацкая Н.В. (ГУО «Средняя школа №6 г.Речицы им. С.В.Сыча»), Концевая Л.Н. (ГУО «Речицкая районная гимназия»), Матюшина Е.П. (ГУО «Средняя школа №2 г.Речицы») отмечают, что у учащихся колледжа в большинстве случаев сформированы умения планировать урок (ставить цель и определять задачу, распределять учебный материал по этапам, подбирать дополнительный языковой и речевой материал, выбирать формы урока, адекватные его целям и задачам, определять домашнее задание и форму его выполнения). Кроме того, отмечена достаточная степень сформированности умений реализовывать цели и задачи урока (выполнять план урока, вводить, закреплять и активизировать новый материал, организовывать контроль на разных этапах урока). Руководители групп практикантов (кандидат педагогических наук Горская И.А., Николайчук Е.А., Чаленко Н.И, Удалова Ю.Е., Чирко С.Н., Леонович Л.А., Сидорейко М.И., Лагунова Н.П., Лопатина А.К.) отмечают сформированные коммуникативные умения учащихся (вести урок на иностранном языке, адаптировать речь к уровню владения иностранным языком учащихся), хорошее владение иностранным языком. Однако у некоторых практикантов недостаточно сформированно умение поддерживать дисциплину учащихся, перестраивать ход урока в зависимости от изменившихся условий обучения.
По признаниям учащихся-практикантов, за период практики они: использовали ИКТ, наглядность, учитывали возрастные и индивидуальные особенности учащихся (Курлович Ю.А.), для объяснения темы применяли анаграммы, ребусы, загадки и т.д. (Журавлева О.А.), убедились в том, что простота изложения, доступность, наличие примеров, использование наглядных средств делает содержание уроков интересным для восприятия, а разнообразие видов и форм деятельности способствует развитию активности и самостоятельности учащихся на уроке (Коцарь Д.С., Камыш Л.Н.), чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам учащихся на уроке, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех этапов урока, а также обязательное присутствие на уроках своих согруппников (Заяц Н.П.), убедились, что успешное проведение уроков невозможно без доброжелательного отношения руководителей практики, а также учителей-предметников. Спасибо им от учащихся групп ИБ-41, ИБ-42, И-4.
Остается сказать следующее: практика не оставила никого равнодушной, все – и практиканты, и руководители практики – с большой ответственностью отнеслись к новому этапу в своей профессиональной деятельности в роли учителя иностранного языка. Эффективно использовали полученные знания по педагогике, психологии и методике преподавания иностранного языка.
Хочется верить, что приобретенный опыт педагогической деятельности несомненно окажет на каждого учащегося положительный эффект в дальнейшей профессиональной и творческой жизни. И следующая ступень в овладении педагогическим опытом – преддипломная практика – не будет такой сложной.