1 Методика формирования понятий "четырёхугольник», «треугольник»

 

Методика формирования у детей шестого года жизни обобщённых понятий «четырёхугольник», «треугольник»

Целью ознакомления детей шестого года жизни с геометрическими фигурами и формой предметов является организация обследования воспитанниками геометрических фигур и предметов разной формы, манипулирования ими. Детей необходимо научить выполнять действия, связанные с нахождением геометрических фигур, их группировкой и классификацией по 1‑3 признакам (форме, цвету, величине); определению формы предметов, обозначению их с помощью называния геометрической фигуры, на которую они похожи.

В процессе формирования у воспитанников понятий о геометрических фигурах формируются навыки:

Ø различать и называть геометрические фигуры;

Ø группировать фигуры по разным признакам (объёмные, плоскостные, имеющие углы и округлые);

Ø сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств, признаков;

Ø называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность);

Ø воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части и др.);

Ø знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов;

Ø владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное;

Ø развивать глазомер.

 

1-3.JPG

Метод показа отличия плоских и объёмных фигур: накрываем прямой ладошкой фигуру на столе. Если ладошка касается стола – фигура плоская, если нет – объёмная.

На основании методической модели обучения детей обследованию предметов, предложенной Н.А.Сакулиной, была разработана конкретная методика‑последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (З.Е.Лебедева, Л.А.Венгер, Л.И.Сысуева, В.В.Колечко, Р.Л.Непомнящая).

Методика формирования знаний о геометрической фигуре

1. демонстрация геометрической фигуры и называние её;

 

1-4.jpg

 

2. обследование геометрической фигуры путём конкретных практических действий;

 

1-5.jpg

 

3. показ ещё нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры;

 

1-6.jpg

 

4. сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой;

 

1-7.jpg

 

5. сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона;

 

1-8.jpg

 

6. сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (квадрат и круг, квадрат и прямоугольник и т.д.);

 

1-9.jpg

 

7. закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.

 

1-10.jpg

 

Обследование геометрической фигуры осуществляется путём конкретных практических действий (обводящих по контуру).

 

Ваш браузер не поддерживает JWPlayer

 

Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине. После того, как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Детей следует научить правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны, основания и т.д.). При пересчёте углов ребёнок должен указывать только на вершину угла. Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны. Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами – большим и указательным. Показывая стороны, ребёнок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка – от одной вершины угла до другой. В объёмных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания.

Самым важным моментом при ознакомлении детей с геометрической фигурой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие фигуры, разнообразные практические действия, развивающие сенсорные способности.

В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов её обследования. Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру. Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организовываются разные дидактические игры и упражнения. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организовывает игры: «Назови геометрическую фигуру», «Домино фигур», «Волшебный мешочек» и др.

1-11.jpg

1-12.jpg

 

В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещённые на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребёнок находит в мешочке такую же, как на столе, и показывает её. Если ребёнок не может выполнить задание, то воспитатель ещё раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру). При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур.

В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам.

 

1-13.jpg

1-14.jpg

 

Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов. Ребёнок, воспринимая эстамп, который висит на стене перед ним, отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата, прямоугольника).

Очень важно правильно отражать в речи форму предметов. Воспитатель должен следить, чтобы дети не использовали название плоских геометрических фигур для обозначения в речи формы объёмных предметов.

1-16.jpg

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром. От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению.

Порядок рассматривания и сравнения фигур может быть таким: Что это? Какого цвета? Какого размера (величины)? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?

Кнопка Вперёд.png