1 Методика формирования понятий "четырёхугольник», «треугольник»
Методика
формирования у детей шестого года жизни обобщённых понятий «четырёхугольник»,
«треугольник»
Целью
ознакомления детей шестого года жизни с геометрическими фигурами и формой
предметов является организация обследования воспитанниками
геометрических
фигур
и
предметов разной формы, манипулирования
ими. Детей
необходимо научить выполнять действия, связанные с нахождением геометрических
фигур, их группировкой
и классификацией
по 1‑3 признакам (форме, цвету, величине); определению формы предметов,
обозначению их с помощью называния геометрической фигуры, на которую они
похожи.
В
процессе формирования у воспитанников понятий о геометрических
фигурах
формируются навыки:
Ø
различать и
называть геометрические фигуры;
Ø
группировать
фигуры по разным признакам (объёмные, плоскостные, имеющие углы и
округлые);
Ø
сравнивать
предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств,
признаков;
Ø
называть и
показывать элементы
геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая
поверхность);
Ø
воссоздавать и
трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на
две-четыре части и др.);
Ø
знать
особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы
предметов;
Ø
Ø
развивать
глазомер.
Метод
показа отличия плоских и объёмных фигур: накрываем прямой ладошкой фигуру на
столе. Если ладошка касается стола – фигура плоская, если нет –
объёмная.
На
основании методической модели обучения детей обследованию предметов,
предложенной Н.А.Сакулиной, была разработана конкретная
методика‑последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах
(З.Е.Лебедева, Л.А.Венгер, Л.И.Сысуева, В.В.Колечко,
Р.Л.Непомнящая).
Методика
формирования знаний о геометрической фигуре
1. демонстрация
геометрической фигуры и называние её;
2. обследование геометрической фигуры путём конкретных практических действий;
3. показ ещё нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры;
4. сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой;
5. сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона;
6. сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (квадрат и круг, квадрат и прямоугольник и т.д.);
7. закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.
Обследование
геометрической фигуры осуществляется путём конкретных практических действий
(обводящих по контуру).
Важным
элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине.
После того, как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами,
близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства
геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации,
конструировании.
Детей
следует научить правильно показывать элементы
геометрических фигур (углы, стороны, основания и т.д.). При пересчёте углов
ребёнок должен указывать только на вершину
угла. Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где
соединяются две стороны. Сам угол как часть плоскости показывается одновременно
двумя пальцами – большим и указательным. Показывая стороны, ребёнок должен
проводить пальцами вдоль всего отрезка – от одной вершины угла до другой. В
объёмных фигурах дети выделяют и называют боковые
стороны и основания.
Самым
важным моментом при ознакомлении детей с геометрической фигурой является
зрительное и тактильно-двигательное восприятие фигуры, разнообразные
практические действия, развивающие сенсорные способности.
|
|
В
игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь,
находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры,
а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические
фигуры, размещённые на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя
ребёнок находит в мешочке такую же, как на столе, и показывает её. Если ребёнок
не может выполнить задание, то воспитатель ещё раз напоминает способы
обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру). При
повторном проведении игры увеличивается количество геометрических
фигур.
В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам.
|
|
Такие
задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них
способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии
формы предметов. Ребёнок, воспринимая эстамп,
который висит на стене перед ним, отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь
форму рамки (квадрата, прямоугольника).
Очень
важно правильно отражать в речи форму предметов. Воспитатель должен следить,
чтобы дети не использовали название плоских геометрических фигур для обозначения
в речи формы объёмных предметов.
С
новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже
знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или
шаром. От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети
переходят к словесному описанию их формы, к обобщению.
Порядок
рассматривания и сравнения фигур может быть таким: Что это? Какого цвета? Какого размера
(величины)? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем
похожи?