3 Формирование знаний об образовании геометрических фигур и об элементарных геометрических понятиях

 

Формирование знаний об образовании геометрических фигур и об элементарных геометрических понятиях: точка, линия и её разновидности, углы и их разновидности (острый, прямой, тупой)

Детей дошкольного возраста знакомят с такими элементарными геометрическими понятиями, как точка, линии (прямая, кривая), учат выделять их в предметах, геометрических фигурах. Например, в круге, овале можно увидеть кривую линию; в трапеции, прямоугольнике – прямую. Дети учатся чертить линии с помощью линейки, шаблонов. Математические планшеты – дощечки с натянутой резинкой – также могут быть использованы для знакомства с линиями и фигурами.

 2-1.jpg

 

2-2.jpg


 

В старшей группе проводится обобщение понятия «прямоугольник», предварительно поясняется понятие «прямой угол». Сначала уточнятся, что такое угол. Воспитатель показывает и называет угол (часть плоскости между сторонами, имеющими общую точку).

Для того, чтобы дать представление о прямом угле, рассматривается 2 картинки:


2-3.jpg

 

2-4.jpg

 

1. Дерево растёт ровно, прямо, значит, между деревом и землёй прямой угол.

2. Подул ветер, и дерево наклонилось. Дерево стоит не прямо, значит, угол не прямой.

Далее рассматриваются различные фигуры, у них измеряются и сравниваются острые, прямые и тупые углы с помощью условной мерки, равной по величине прямому углу.

Чтобы дети не путали угол с треугольником, край условной мерки должен быть не прямой линией.

2-5.jpg 

Проводятся упражнения по прикладыванию мерки к углам разных фигур.  Поясняется происхождение слова «прямоугольник»: «прямой» + «угол».

Упражнение: измерить углы у предметов в групповой комнате с помощью условной мерки.

Замечания о ромбе. Воспитанникам старшей группы показывается сначала сходство между ромбом и квадратом (4 угла; 4 стороны, все стороны равны). Отличие заключается в том, что у ромба не все углы равны. Это показывается при помощи условной мерки, равной прямому углу. Знакомство с ромбом происходит в процессе аппликации и рисования.

 

1. Какое второе название математического планшета?
а) мультиборд;
б) геоборд;
в) математический компьютер.
2. Почему край условной мерки должен быть не прямой линией?
а) чтобы воспитанники не путали условную меру с треугольником;
б) чтобы условную меру можно было использовать в качестве шаблона кривых линий;
в) чтобы было удобнее вырезать условную меру.
3. Детей дошкольного возраста (согласно Учебной программе дошкольного образования) знакомят с такими видами линий, как:
а) прямая, кривая, ломаная;
б) прямая, ломаная;
в) прямая, кривая.