Первым шагом в освоении детьми классификации является образование групп предметов, группировка, выделение из совокупности тех предметов, которые обладают одинаковыми свойствами, объединение их в группы. Эта работа начинается в группах раннего возраста.

На начальных этапах это могут быть такие упражнения: из множества геометрических фигур выбрать все круглые, все квадратные, все красные геометрические фигуры, выбрать все маленькие геометрические фигуры.

В процессе группировки дети осваивают алгоритм группировки:

1. выделить необходимые свойства: (это красный кубик);

2. отыскать среди других кубиков такой же;

3. присоединить к первому (и этот такой же красный кубик);

4. обобщить и назвать множество, группу (вот как много красных кубиков).

В результате таких упражнений дети начинают понимать, что геометрические фигуры, обладающие общим признаком, можно объединить в группы.

Вторым шагом в освоении детьми классификации является распределение предметов с разными свойствами в разные группы.

Для этого используются дидактические игры «Посели геометрическую фигуру в домик».

Задания, которые получают дети, состоят в том, чтобы разделить (разложить) все предметы по указанному признаку (цвет, форма, величина), определить количество полученных групп, назвать общее свойство каждой группы.

Детей дошкольного возраста знакомят с классификацией по признакам – сложное условное действие, которое включает: выделение оснований классификации, общих признаков, по которым будет производиться разбиение (цвет, форма, величина, принадлежность); объединение объектов с одинаковыми свойствами в одно целое, в один класс.

Детям старшего дошкольного возраста предлагаются упражнения, которые помогают ребёнку самостоятельно найти основание классификации. Задача, стоящая перед ребёнком, заключается в том, чтобы разделить любую совокупность так, чтобы вместе оказались все одинаковые предметы.

В процессе освоения классификации ребёнок движется от умения объединить вместе предметы с одними свойствами и выделять общие свойства группы (большой листок, в большую вазу) к умениям разбивать совокупность на группы по заданному признаку классификации, а затем самостоятельно выделять основание классификации.

Кнопка Назад.png