Первым шагом в
освоении детьми классификации является образование групп предметов, группировка, выделение из совокупности
тех предметов, которые обладают одинаковыми свойствами, объединение их в группы.
Эта работа начинается в группах раннего возраста.
На начальных
этапах это могут быть такие упражнения: из множества геометрических фигур
выбрать все круглые, все квадратные, все красные геометрические фигуры, выбрать
все маленькие геометрические фигуры.
В процессе
группировки дети осваивают алгоритм группировки:
1. выделить
необходимые свойства: (это красный
кубик);
2. отыскать
среди других кубиков такой же;
3. присоединить
к первому (и этот такой же красный
кубик);
4. обобщить и
назвать множество, группу (вот как много
красных кубиков).
В результате
таких упражнений дети начинают понимать, что геометрические фигуры, обладающие
общим признаком, можно объединить в группы.
Вторым шагом в
освоении детьми классификации
является распределение предметов с разными свойствами в разные
группы.
Для этого
используются дидактические игры «Посели геометрическую фигуру в
домик».
Задания, которые
получают дети, состоят в том, чтобы разделить (разложить) все предметы по
указанному признаку (цвет, форма, величина), определить количество полученных
групп, назвать общее свойство каждой группы.
Детей
дошкольного возраста знакомят с классификацией по признакам – сложное условное
действие, которое включает: выделение оснований классификации, общих признаков,
по которым будет производиться разбиение (цвет, форма, величина,
принадлежность); объединение объектов с одинаковыми свойствами в одно целое, в
один класс.
Детям старшего
дошкольного возраста предлагаются упражнения, которые помогают ребёнку
самостоятельно найти основание классификации. Задача, стоящая перед ребёнком,
заключается в том, чтобы разделить любую совокупность так, чтобы вместе
оказались все одинаковые предметы.
В процессе освоения классификации ребёнок движется от умения объединить вместе предметы с одними свойствами и выделять общие свойства группы (большой листок, в большую вазу) к умениям разбивать совокупность на группы по заданному признаку классификации, а затем самостоятельно выделять основание классификации.