Демонстрационные
и раздаточные материалы
При
формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного
возраста основным средством обучения является комплект наглядного дидактического
материала.
Обычно
используется наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для
показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребёнок пользуется, сидя
за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и
раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и
показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать
самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются
необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными
и строго фиксированными.
К
демонстрационным материалам
относятся:
–
наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных
плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и
т.д.;
–
геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, –, =,
>,
Отдельные
виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной
деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и
т.д.
К
раздаточным материалам
относятся:
–мелкие
предметы, объёмные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме,
материалу и т.д.;
–
карточки, состоящие из одной, двух, трёх и более полос; карточки с изображёнными
на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с
гнёздами, карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и
др.;
–
наборы геометрических фигур, плоских и объёмных, одинакового и разного цвета,
размера;
–
таблицы и модели;
–
счётные палочки и т.д.
Деление
наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма
условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа, и для
упражнений.