4 Совершенствование навыков трансфигурации, умения определять форму предметов в окружающей обстановке
Методика
формирования представлений и понятий о форме
Наиболее
эффективно ознакомление детей с формой предметов происходит при сочетании
различных методов
и приёмов
обучения. Используются наглядные
методы и приёмы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура»
и др. Широкое применение в обучении находят практические
методы и приёмы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и
др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные
методы и приёмы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши,
расскажи»...
В старшей группе перед воспитателем стоит важная задача – научить детей составлять плоские геометрические фигуры путём трансфигурации разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольников – прямоугольник. Затем из двух-трёх квадратов, сгибая их разными способами, получать новые фигуры (треугольники, прямоугольники, маленькие квадраты).
Очень
важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении
разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму
различных частей любого предмета, читать технический рисунок при
конструировании. Из геометрических фигур могут составляться и изображения
предметов.
Вариантами
конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной
фигуры в другую путём удаления нескольких палочек:
1)
выложить два квадрата из семи палочек;
2)
выложить три треугольника из семи палочек;
3)
выложить прямоугольник из шести палочек;
4)
из пяти палочек выложить два разных треугольника;
5)
из девяти палочек составить четыре равных треугольника;
6)
из десяти палочек составить три равных квадрата;
7)
можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?
8)
можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?
Эти
упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления
детей.
Работа
по трансфигурации
фигур способствует, с одной стороны, познанию фигур и их признаков, а с другой
стороны, развивает конструктивное
и геометрическое
мышление. Приёмы этой работы многообразны. Одни из них направлены на знакомство
с новыми фигурами при их делении на части, другие – на создание новых фигур при
их объединении.
Детям предлагают сложить квадрат пополам двумя способами (совмещая противолежащие стороны или противолежащие углы) и сказать, какие фигуры получились после сгибаний (два прямоугольника или два треугольника).
Также для развития детей полезны задания типа: «Найди лишнюю фигуру в ряду», «Назови, какой фигуры не хватает?», «Какая фигура пропущена?», «Продолжи ряд фигур» (поиск и составление закономерности), «Назови предметы одинаковой (разной) формы», «Найди свой значок», «Сложи фигуру», «Подбери фигуры по размеру и цвету» и т.д. Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. Так воспитанники узнают, что понятие четырёхугольника является обобщением таких понятий, как «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция» и др. Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы, развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление.
Всё
это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.
Все
упражнения с геометрическим материалом можно разделить на несколько
групп.
1 группа. Упражнения, направленные на развитие умения выделять и называть геометрические фигуры на рисунке, чертеже и в окружающей обстановке. В этих упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрическую фигуру, абстрагируясь от всех признаков, кроме формы, и называть фигуру.
2
группа.
Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования.
Упражнения этой группы связаны с развитием умения работать по образцу:
анализировать образец, выделять его составные части (геометрические фигуры),
синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу. Предлагая
упражнения на конструирование без образца, то есть по представлению, педагог
способствует развитию у детей воображения, творческих способностей, навыков
планирования действий, прогнозирования результата. Задания
на конструирование с последующим преобразованием фигур по заданному условию
направлены на развитие вариативности мышления, побуждают к пересмотру различных
вариантов действий, приводящих к заданному результату.
3
группа.
Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства
геометрических фигур.
Эти упражнения способствуют осознанному выделению элементов фигур (углов,
сторон, вершин), пониманию связей между их количеством и названием фигур,
выявлению некоторых существенных свойств фигур.
4
группа.
Упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного
расположения геометрических фигур. Упражнения этой группы способствуют усвоению
умения оперировать понятиями «слева», «справа», «между», «перед», «за», «после»,
«внутри», «снаружи», «вверху», «внизу», «на границе» и др.
5
группа.
Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций и логического
мышления. Данные упражнения связаны с осуществлением анализа, сравнения,
обобщения, классификации по определённым свойствам (цвет, форма, размер). Также
в эту группу относятся упражнения на поиск закономерностей, продолжение ряда
фигур и поиск недостающей фигуры.
б) видоизменение фигуры, при этом количество деталей может быть больше или меньше исходного набора.
Формы организации конструктивной деятельности на занятии в учреждении дошкольного образования:
б) конструирование по образцу, конструирование по замыслу;
в) конструирование по художественному описанию;
г) конструирование по образцу, конструирование по замыслу, по условиям.