4 Совершенствование навыков трансфигурации, умения определять форму предметов в окружающей обстановке

 

Методика формирования представлений и понятий о форме

Наиболее эффективно ознакомление детей с формой предметов происходит при сочетании различных методов и приёмов обучения. Используются наглядные методы и приёмы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приёмы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приёмы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»...

В старшей группе перед воспитателем стоит важная задача – научить детей составлять плоские геометрические фигуры путём трансфигурации разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольников – прямоугольник. Затем из двух-трёх квадратов, сгибая их разными способами, получать новые фигуры (треугольники, прямоугольники, маленькие квадраты).

 

3-1.jpg

 

Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из геометрических фигур могут составляться и изображения предметов.

3--10.jpg

 

Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путём удаления нескольких палочек:

1) выложить два квадрата из семи палочек;

2) выложить три треугольника из семи палочек;

3) выложить прямоугольник из шести палочек;

4) из пяти палочек выложить два разных треугольника;

5) из девяти палочек составить четыре равных треугольника;

6) из десяти палочек составить три равных квадрата;

7) можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?

8) можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?

Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.

 

3-4.jpg

 

Кнопка Посмотреть.png

 

Работа по трансфигурации фигур способствует, с одной стороны, познанию фигур и их признаков, а с другой стороны, развивает конструктивное и геометрическое мышление. Приёмы этой работы многообразны. Одни из них направлены на знакомство с новыми фигурами при их делении на части, другие – на создание новых фигур при их объединении.

Детям предлагают сложить квадрат пополам двумя способами (совмещая противолежащие стороны или противолежащие углы) и сказать, какие фигуры получились после сгибаний (два прямоугольника или два треугольника).

 

3-6.jpg

 

Также для развития детей полезны задания типа: «Найди лишнюю фигуру в ряду», «Назови, какой фигуры не хватает?», «Какая фигура пропущена?», «Продолжи ряд фигур» (поиск и составление закономерности), «Назови предметы одинаковой (разной) формы», «Найди свой значок», «Сложи фигуру», «Подбери фигуры по размеру и цвету» и т.д.  Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. Так воспитанники узнают, что понятие четырёхугольника является обобщением таких понятий, как «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция» и др. Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы, развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление.

Всё это готовит детей к усвоению научных понятий в школе. 

3-2.jpg

 

Все упражнения с геометрическим материалом можно разделить на несколько групп.

1 группа. Упражнения, направленные на развитие умения выделять и называть геометрические фигуры на рисунке, чертеже и в окружающей обстановке. В этих упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрическую фигуру, абстрагируясь от всех признаков, кроме формы, и называть фигуру.

 

3-7.jpg

 

2 группа. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования. Упражнения этой группы связаны с развитием умения работать по образцу: анализировать образец, выделять его составные части (геометрические фигуры), синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу. Предлагая упражнения на конструирование без образца, то есть по представлению, педагог способствует развитию у детей воображения, творческих способностей, навыков планирования действий, прогнозирования результата. Задания на конструирование с последующим преобразованием фигур по заданному условию направлены на развитие вариативности мышления, побуждают к пересмотру различных вариантов действий, приводящих к заданному результату.

3-11.jpg

3 группа. Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур.  Эти упражнения способствуют осознанному выделению элементов фигур (углов, сторон, вершин), пониманию связей между их количеством и названием фигур, выявлению некоторых существенных свойств фигур.

 

3-3.jpg

 

4 группа. Упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур. Упражнения этой группы способствуют усвоению умения оперировать понятиями «слева», «справа», «между», «перед», «за», «после», «внутри», «снаружи», «вверху», «внизу», «на границе» и др.

 

3-8.jpg

 

5 группа. Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций и логического мышления. Данные упражнения связаны с осуществлением анализа, сравнения, обобщения, классификации по определённым свойствам (цвет, форма, размер). Также в эту группу относятся упражнения на поиск закономерностей, продолжение ряда фигур и поиск недостающей фигуры.

3-9.jpg

 

1. Трансфигурация геометрических фигур – это…
а) видоизменение фигуры, при этом обязательным является сохранение количества деталей;
б) видоизменение фигуры, при этом количество деталей может быть больше или меньше исходного набора.
2. Найдите неправильный ответ.
Формы организации конструктивной деятельности на занятии в учреждении дошкольного образования:

а) конструирование по образцу, по теме;
б) конструирование по образцу, конструирование по замыслу;
в) конструирование по художественному описанию;
г) конструирование по образцу, конструирование по замыслу, по условиям.