2 Приёмы обследования геометрических фигур
Основные
приёмы
обследования
геометрических фигур:
практические
действия с предметами (катают, ставят);
обведение
по контуру, ощупывание;
упражнения
в группировке и упорядочивании
(дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических
фигур);
сопоставление
форм предметов с геометрическими образцами;
анализ
сложной формы (воспитанники дают развёрнутое словесное описание формы предмета,
состоящего из 2‑4 частей: неваляшка, машина и т.д.).
Л.А.Венгер,
Л.И.Сысуева, Т.В.Васильева разработали 3 типа заданий в области
ознакомления детей с формой предметов и геометрическими
фигурами:
1)
задания на усвоение геометрических фигур («Назови геометрическую фигуру»,
«Домино фигур», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек»);
2)
задания на сравнение форм реальных предметов с геометрическими фигурами («Найди
предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», «Найди
то, что я тебе покажу», «Магазин», «Поручения»);
3)
задания на пространственный анализ составной формы («Выкладывание орнамента»,
«Из каких фигур состоит предмет», «Разрезанные картинки», «Склеим чайник»,
«Составь целое из частей», «Изменилось ли?»).
|
|
|
В
старшей группе обследование геометрической фигуры становится ещё более подробным
и детальным. Важным элементом методики является измерение
условной мерой. Работа по формированию представлений и понятий о
геометрических фигурах строится на основе сопоставления и противопоставления
геометрических фигур. Модели сначала сопоставляются попарно, затем
сопоставляются сразу 3‑4 фигуры каждого
вида, например, четырёхугольники.
Особое
значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур:
выкладывание из палочек, полосок бумаги. На основе выявления существенных
признаков геометрических фигур детей подводят к обобщающему понятию
«четырёхугольники». В результате определённой работы дети овладевают
способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию, использовать их
в самостоятельной деятельности, на занятиях по
конструированию.
Дети
старшего дошкольного возраста учатся расчленять сложный узор на составляющие его
элементы, называть их форму и пространственное положение, составлять узор
сложной формы из геометрических фигур одного-двух видов, различных по величине
(размеру).
Методика
формирования геометрических знаний в группе шестого года жизни принципиально не
изменяется, однако обследование становится более детальным и подробным. Наряду с
практическим и непосредственным сравнением известных геометрических фигур, наложением
и приложением
широко используется как методический приём измерение
условной мерой. Вся работа по формированию представлений и понятий о
геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их
моделей.
Так,
знакомя детей с прямоугольником, им показывают несколько прямоугольников, разных
по размерам, изготовленных из разных материалов (бумаги, картона, пластмассы):
«Дети, посмотрите на эти фигуры. Это прямоугольники». При этом обращается
внимание на то, что форма не зависит от размеров. Детям предлагают взять в левую
руку фигуру, а указательным пальцем правой руки обвести по контуру. Дети
выявляют особенности этой фигуры: попарно равны стороны, углы тоже равны.
Проверяют это сгибанием, наложением одной на другую. Считают количество сторон и
углов. Потом сравнивают прямоугольник с квадратом, находят сходства и отличия в
этих фигурах.
У
квадрата и прямоугольника по четыре угла и четыре стороны, все углы равны между
собой. Однако прямоугольник отличается от квадрата тем, что у квадрата все
стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные,
попарно.
Особое
внимание в этой группе следует уделять изображению геометрических фигур;
выкладыванию из счётных палочек, полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным
(около стола воспитателя), так и с раздаточным
материалом.
На
одном из занятий воспитатель выкладывает на фланелеграфе
из полосок прямоугольник. «Дети, как называется эта фигура? Сколько сторон у
прямоугольника? Сколько углов?» Дети показывают стороны, углы, вершины
прямоугольника. Потом воспитатель спрашивает: «Как и какие фигуры можно получить
из прямоугольника (создать меньшие прямоугольники, квадраты, треугольники)?» При
этом используются дополнительные полоски бумаги. Дети считают стороны в
полученных фигурах.
На
основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к
обобщённому понятию «четырёхугольник». Сравнивая между собой квадрат и
прямоугольник, дети устанавливают, что у всех этих фигур по четыре стороны и по
четыре угла. Это количество сторон и углов является общим признаком, который
положен в основу определения понятия «четырёхугольник». Далее дети сравнивают
разные по форме четырёхугольники. В равенстве сторон и углов дети убеждаются при
наложении одного на другой.
В
объёмных фигурах дети выделяют и называют боковые
стороны и основания.
При этом их можно показывать несколькими пальцами или всей
ладонью.
Дети
выполняют практические действия, манипулируют
с геометрическими фигурами, переконструируют их. В процессе такого обучения
обогащается «математическая» речь детей. Ознакомление с формой, как правило,
занимает часть занятия по математике, а также по конструированию,
изобразительной деятельности. Во время занятий широко используются наложение,
приложение,
черчение по контуру, заштриховка, измерение. Плоские геометрические фигуры дети
вырезают, объёмные – лепят из пластилина, глины.
В
старшей группе детей знакомят с понятием «четырёхугольник».
Знакомство с данным понятием происходит путём
обобщения.
При
этом воспитатель
опирается на уже имеющиеся у детей представления о
квадрате,
треугольнике, прямоугольнике.
Детям
раздают разного цвета и размера треугольники и четырёхугольники.
Воспитатель
просит все фигуры разделить на 2 группы. У детей получилось два множества
–
множество треугольников и множество четырёхугольников.
Воспитатель спрашивает:
Почему вы так
разделили эти фигуры?
(По количеству
углов)
Какие фигуры у
вас в первой группе? (Треугольники)
Почему они так
называются? (У них три угла)
Как можно
назвать фигуры во
второй группе?
(Четырёхугольники)
Почему? (У них
четыре угла)
Назовите, какие
вы знаете четырёхугольники.
Группировка
фигур по признаку количества углов, вершин, сторон
абстрагирует
мысль детей от других, несущественных признаков. Дети подводятся к выводу, что
одно понятие включается в другое, более общее. Такой путь усвоения наиболее
целесообразен для умственного развития детей
дошкольного
возраста.
В дальнейшем,
развивая представления детей о форме, воспитатель
может предложить
нарисовать или выложить из палочек разные четырёхугольники (у
которых все стороны равны, у которых по две стороны равны),
назвать их;
найти и назвать предметы четырёхугольной формы;
сложить четырёхугольник из
двух равных треугольников, из четырёх равных
квадратов.
Будущих школьников учат различать и называть многоугольники (треугольник, четырёхугольник), называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме. Работа направлена, прежде всего, на совершенствование качества этих знаний: полноты, осознанности. Геометрический материал широко используется во время занятий как демонстрационный и раздаточный при формировании числовых понятий, делении целого на части и т.д.
В
старшей группе с целью совершенствования представлений о геометрических фигурах
проводятся игры и упражнения со следующим содержанием:
Ø
ознакомление
с разновидностями геометрических фигур;
Ø
овладение
последовательным обследованием формы предметов с применением системы
геометрических образцов (найди такой же узор, найди по описанию, кто больше
увидит, у кого такая же игрушка, найди на ощупь);
Ø
аналитическое
восприятие сложной формы и воссоздание её из элементов («Выложи из цветной
мозаики», «Придумай сам» и др.);
Ø
развивающие
игры: «Фабрика», «Обручи», «Дерево» и др.
(А.А.Столяр).
б) стороны, углы, вершины;
в) стороны, углы, основание.
б) круглая;
в) шар;
г) шаровидная.
б) боковая поверхность, основания;
в) боковая поверхность, основания, стороны.